ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР

ИЗОБРАЖЕНИЕ
Изображение в домашнем кинотеатре может формироваться с помощью телевизора или проектора. Учитывая то факт, что максимальный размер диагонали экрана серийного современного телевизора не превышает 100 дюймов то обычно в кинотеатрах применяются проекторы. Последние обеспечивают любой размер изображения. Размер экрана для домашнего кинотеатра подбирают исходя из условия обеспечения оптимального угла зрения (45-700). Это же условие и диктует расстояние от зрителей к экрану.
КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ
На качество изображения влияют два основных фактора: качество исходного сигнала поступающего с устройства проигрывания (DVD, BluRay, Internet, компьютер и т.д.) и уровень качества, который может обеспечить проектор. Максимальное качество изображения, которое в настоящее время доступно в бытовых условиях обеспечивает технология BluRay и составляет 1920х1200 и обозначается HD, FullHD. Это же разрешение необходимо и для просмотра 3D фильмов. DVD обеспечивает разрешение 720х576. Промежуточные разрешения можно получить через Интернет или с помощью компьютера или медиаплеера.

Сейчас практически все производители выпускают модели проекторов, которые обеспечивают картинку HD качества. Проекторы формируют изображения с помощью различных технологий, что в конечно счете серьезно влияет на субъективное восприятие качества изображения. Наиболее распространенные технологии формирования изображения это LCD, DLP, DiLA.
LCD технология
В LCD-технологии изображение создается путем пропускания светового луча через одну или несколько ЖК-матриц, то есть твердотельных стеклянных подложек с нанесенной на них системой управления слоем структурированного жидкого кристалла. Поэтому такие проекторы дают стабильное по геометрии и другим параметрам изображение, по насыщенности превосходящее картинку в DLP-проекторах. Во время работы ЖК-проектора необходимо лишь корректировать резкость и яркость изображения. Есть также трехматричные проекторы (3LCD), которые могут быть оснащены точной подстройкой сведения цвета, компенсирующую неточность изготовления крепления матриц и зеркал. При модуляции света LCD модулятором используется принцип управления поворотом поляризации в ячейке жидкого кристалла, соответствующей каждому пикселю. Поляризационные потери света, поглощение в прозрачных элементах матрицы, перекрывание части светового потока проводниками, проводящими управляющие сигналы к ячейкам, и самими управляющими элементами диодами или транзисторами приводят к тому, что через модулятор света проходит от 3 до 7 % общего светового потока. Световой поток у LCD-проекторов составляет от 50 до 12000 лм ANSI. При одинаковом разрешении LCD-проектор обычно дает более четкую картинку, чем DLP-проектор. Хотя на первый взгляд кажется, что разница между технологиями DLP и LCD незначительная. Разница наиболее заметна при демонстрации таких материалов, как например, электронные таблицы с множеством мелких букв и цифр. Если спроектировать два изображения рядом, то видно, что изображение, полученное при помощи LCD -матрицы, выглядит более четким и резким.

Достоинства LCD:
 -Изображение формируется непрерывно, создавая готовую смешанную картинку, уменьшая при этом нагрузку на человеческий глаз;
 -Создаваемое непрерывное изображение отличается яркими и насыщенными цветами, иногда выглядит неестественным, но всегда поддается регулировки;
 -Более широкие приделы зуммирования;
 -Более тихая работа;
 -Более приемлемый ценовой диапазон.
Недостатки LCD:
 -В связи с тем, что световой поток проходит через LCD панели, часть света задерживается и при этом нагревает панель, что заставляет производителя устанавливать более мощные лампы и обеспечивать проектор хорошим охлаждением;
 -Не самая высокая контрастность, так как LCD панель не может полностью перекрыть свет при воспроизведении чисто черного цвета;
 -Выгорание матриц, происходит при длительной работе из-за нагрева панелей;
 -Пикселизация, границы между пикселями или наличие пиксельной решетки (недостаток практически исчерпан).
DLP-ТЕХНОЛОГИЯ
DLP (Digital Light Processing) создал в 1987 году Лари Хорнбек из компании Texas Instruments. В таких проекторах изображение создается микроскопически маленькими зеркалами, которые расположены в виде матрицы на полупроводниковом чипе, называемом Digital Micromirror Device (DMD, цифровое зеркальное устройство). Каждое такое зеркало представляет собой один пиксель в проецируемом изображении. Как несложно догадаться, общее количество зеркал означает разрешение получаемого изображения, и наиболее распространенными размерами DMD являются 800x600, 1024x768, 1280x720 и 1920x1080 (для показа видео высокой четкости, оно же Full HD). Эти зеркала могут быстро позиционироваться, чтобы отражать свет либо на линзу, либо на радиатор (называемый также light dump, дамп света). Быстрый поворот зеркал (по существу это переключение между состояниями "включено" и "выключено") позволяет DMD варьировать интенсивность света, которые проходит через линзу, создавая градации серого в дополнение к белому (зеркало в позиции "включено") и черному (зеркало "выключено"). Но нас, разумеется, больше интересует процесс создания цветного изображения. Цветные проекторы бывают одночиповые и трехчиповые. В проекторах с одним DMD-чипом цвета образуются путем помещения вращающегося цветного диска между лампой и DMD. В первых моделях диск делился на 3 сектора (красный, зеленый, синий) плюс один прозрачный сектор для увеличения яркости. Впоследствии некоторые модели перестали использовать прозрачный сектор, так как он снижает насыщенность картинки в целом. Итак, диск синхронизирован с чипом таким образом, чтобы, например, зеленый компонент изображения отображался на DMD, когда зеленый сектор диска находится на пути свечения лампы. Изначально диск совершал один оборот за один кадр. Цвета проецируются попеременно, но очень быстро, что создает впечатление постоянной передачи цветной картинки. Впоследствии диски стали делать со скоростью больше двух оборотов в кадр, стали также выпускать диски с множеством повторяющихся секторов, а также диски из светодиодов трех основных цветов (RGB), что улучшило частоту обновления картинки. Для одночиповых проекторов характерен так называемый "эффект радуги". Дело в том, что, как уже было сказано, в конкретный момент времени на изображение отображается только один цвет. Когда глаз движется по спроецированному изображению, эти различные цвета становятся видимыми, в результате чего глазом и воспринимается "радуга". Производители решают эту проблему более высокой скоростью вращения диска или использованием светодиодов, которые очень быстро включаются и выключаются. Но гораздо эффективнее проблема решается путем использования трех чипов DLP. В трехчиповых проекторах для разделения луча, излучаемого лампой, используется призма, а потом каждый из основных цветов передается на свой чип DMD. Потом эти лучи объединяются и проецируются цельным изображением на экран. Трехчиповые проекторы способны выдать большее количество градаций теней и цветов, чем одночиповые, потому что каждый цвет доступен более длительный период времени и может быть модулирован с каждым видеокадром. К тому же изображение менее подвержено мерцанию и упомянутому "эффекту радуги".
Достоинства:
 -Эффективное использование светового потока, уменьшенное тепловыделение;
 -Более высокая контрастность, корректный черный цвет;
 -Точная цветопередача;
 -Незаметная пикселизация;
 -Отличная равномерность цветового тона по площади экрана.
Недостатки:
 -Формирование сложного изображение, что может сказаться на зрении и усталости глаз (возможно недостаток слишком раздут);
 -Может проявится эффект радуги (выглядит так) из-за того, что в формировании картинки участвует человеческий глаз и мозг;
 -Ореол, вызываемый дифракцией на боковых гранях зеркал;
 -Шум от работы цветового колеса.
D-ILA-ТЕХНОЛОГИЯ
Direct-Drive Image Light Amplifier, что можно перевести как «усилитель светового потока с прямым приводом». D-ILA технология, это совокупность трех компонентов: LCOS матрицы, сетчатого поляризатора и светофильтра. В основе проектора лежит LCOS (Liquid Crystal on Silicon - жидкие кристаллы на кремниевой подложке) матрица. Суть данной технологии так же базируется на изменении отражающей способности матрицы, но управляющий сигнал в данном случае поступает не оптическим, а электрическим путем. То есть обратная сторона матрицы (та самая кремниевая подложка) — набор проводников, посредством которых и управляются пиксели формирующие изображение. На зеркальной подложке нанесен слой вертикально ориентированных жидких кристаллов. Весь процесс построен на поляризации света, поворот кристаллов поляризует проходящий сквозь него свет. На пути светового потока находится сетчатый поляризатор, установленный под углом в 45 градусов. В зависимости от степени поляризации свет тот либо проходит сквозь него в объектив, либо отражается в сторону (в проекторах он фактически уходит обратно в направлении лампы). Как и в 3LCD технологии, в D-ILA проекторе используются три матрицы и три светофильтра с помощью которых мы и получаем цветное изображение. Если сравнивать с более привычными нам DLP и 3LCD технологиями, у D-ILA есть два важных преимущества: наибольший уровень реального контраста и наименьшее расстояние между пикселями. Даже если брать самые современные модели разница в реальном контрасте между представителями трех проекционных технологий будет в районе одного порядка, лидером является конечно же D-ILA, а наименьшим контрастом обладают 3LCD проекторы. Конечно, применение ирисовой диафрагмы позволяет получить высокий показатель динамического контраста, но человеческий глаз не так просто обмануть и ощущения от просмотра проектора с высоким реальным контрастом гораздо богаче, а картинка в контрастных кадрах выглядит куда более естественной и глубокой. Что же касается второго преимущества, полезной площади матрицы — оно дает большую слитность картинки. Нельзя сказать, что сегодня у 3LCD и DLP проекторов есть реальная проблема заметности пиксельной решетки, но все же нельзя не признать, что у D-ILA проекторов межпиксельное расстояние очевидно меньше и на реальной проекции различить эту самую решетку практически невозможно.
ЗАТВОРНАЯ 3D-ТЕХНОЛОГИЯ
Технология заключается в попеременной демонстрации на экране изображений, предназначенных для левого и правого глаза, и также поочерёдном затемнении стёкол очков, так что каждый глаз поочерёдно видит предназначенное только ему изображение. Смена «левого» и «правого» изображения на экране и затемнение соответствующих стёкол жёстко синхронизированы и осуществляются с очень высокой частотой, так что за счёт эффекта инерции зрения у человека создаётся иллюзия, что он видит цельное трёхмерное изображение. В настоящее используются жидкокристаллические затворные очки, где используются ЖК-заслонки.
Основные недостатки затворного метода:
 -увеличенное ослабление светового потока, что требует повышения яркости лампы проектора
 -эффект раздвоения изображения быстро движущихся объектов
 -повышенная утомляемость глаз
 -повышенный вес очков, создающий нагрузку на переносицу
 -очки с электроникой плохо поддаются санобработке
Достоинство — не требуется специальный экран.
ПОЛЯРИЗАЦИОННАЯ 3D-ТЕХНОЛОГИЯ
При использовании линейной поляризации два изображения накладываются друг на друга на один и тот же экран через ортогональные (расположенные под углом 90 градусов друг к другу) поляризационные фильтры в проекторах. При этом необходимо использование специального посеребрённого экрана, который позволяет избежать деполяризации и компенсировать потерю яркости (поскольку на экран падает только 0,71 света излученного каждым проектором. Зритель надевает очки, в которые также встроены ортогональные поляризационные фильтры; таким образом каждый фильтр пропускает только ту часть световых волн, чья поляризация соответствует поляризации фильтра, и блокирует ортогонально поляризованный свет. Линейно поляризованные очки требуют, чтобы зритель держал голову на одном уровне, не наклоняя её, иначе эффект теряется.
При использовании круговой поляризации два изображения так же накладываются друг на друга через фильтры с противоположно направленной поляризацией. В очки, предназначенные для зрителя, встроены «анализирующие» фильтры (с противоположно направленной поляризацией). В отличие от линейной поляризации, если зритель наклоняет голову, разделение левого и правого изображений сохраняется, а соответственно сохраняется и иллюзия стереоизображения.
ЗВУК
Для озвучивания помещения необходыми:
 1. Усилитель или AV-ресивер
 2. Акустические системы
 3. Соединительные провода
 4. Шумоизоляция и системы коррекции акустики помещений

Стандарты звуковоспроизведения:
 -Dolby Surround — аналоговый, трёхканальная система с четырьмя и более колонками.
 -Dolby Surround Prologic — аналоговый, четырёхканальная система с 5 колонками и 1 сабвуфером.
 -Dolby Digital и DTS — цифровые.
 -THX и Ultra THX — требуют специальной аппаратуры.
AV-РЕСИВЕР
Декодер многоканального звука
Это самая сложная часть AV-ресивера, отвечающая за правильную расшифровку цифрового звукового потока и разложение звука на несколько каналов. От правильной работы AV-ресивера будет зависеть полученный пространственный эффект, задуманный авторами фильма. Сейчас распространено довольно много стандартов, по которым записывается многоканальная звуковая фонограмма к фильму.
AV-ресивер должен уметь обрабатывать все основные стандарты кодирования звука. В противном случае, например, при отсутствии в декодере функции работы с сигналом DTS, смотреть фильмы, записанные в этом формате, станет возможным только при наличии внешнего декодера DTS или декодера, встроенного в проигрыватель Blu-Ray/DVD дисков. Поэтому при выборе AV-ресивера для домашнего кинотеатра необходимо обратить внимание на наличие декодера основных цифровых форматов.
При наличии средств, позволяющих приобрести более продвинутую модель AV ресивера, поддерживающую новые стандарты 6.1 или 7.1, лучше сделать именно это. Следует также обратить внимание на то, соответствует ли выбранный AV-ресивер THX-стандарту.
Некоторые сокращения обозначений декодеров звука
 -Dolby Pro Logic II — аналоговый декодер окружающего звучания. Усовершенствованный вариант Dolby Pro Logic. Матричный способ декодирования звука, заложенного в двухканальный сигнал. Тыловой канал стереофонический. Способен также разложить в многоканальный сигнал обычное стерео.
 -Dolby Pro Logic IIх — работает с любым материалом, начиная от моно и заканчивая любым другим многоканальным форматом. Любой из этих сигналов преобразует в формат 7.1, максимально задействующий ресурсы всего домашнего кинотеатра. Работает как в составе 7.1, так и 6.1-канальных систем.
 -Dolby Digital и DTS — цифровые декодеры окружающего звучания. Сигнал каждого канала записан на свою дорожку, что практически устраняет взаимное их влияние друг на друга и просачивание информации одного канала в другой. Но декодер DTS позволяет получить лучшее качество звучания. Это связано с тем, что при кодировании в DTS из сигнала удаляется меньше информации, чем у Dolby Digital.
 -DTS NEO: 6 — прямой конкурент Dolby Pro Logic II, способный разложить двухканальный сигнал на 5.1 и на 6.1 каналов.
 -Dolby Digital EX и DTS ES 6.1 Matrix — декодеры, позволяющие получить многоканальный сигнал в формате 6.1. Информация для центрального тылового канала подмешивается в тыловые каналы и при декодировании получается матричным способом.
 -DTS ES 6.1 Discrete — информация для центрального тылового канала записана на отдельной дорожке.
 -DTS 96/24 — декодер, позволяющий получить многоканальный сигнал в формате 5.1 с параметрами DVD-audio дисков — выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда больше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Мощность AV-ресивера
Все AV-ресиверы оборудованы как минимум пятью каналами усиления, рассчитанными на работу с многоканальной фонограммой. Это самая энергоемкая часть AV-ресивера. От выходной мощности усилителя зависит в немалой степени восприятие звуковой картины. Мощность должна быть одинаковой по всем каналам. Особое внимание следует обратить на равенство мощности тыловых и фронтальных акустических систем домашнего кинотеатра.
Одним из необходимых условий усилителей мощности в AV-ресиверах на сегодня является не только умение справляться с качественным озвучиванием кино, но и правильная работа с музыкальными записями. Для этого усилитель должен как можно меньше окрашивать звук. В кино же, наоборот, повышенная яркость звучания вкупе с мощным динамическим разбросом только усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Поэтому разработчики идут на компромисс, результатом которого становятся системы, одинаково хорошо работающие в обоих режимах. Но работа эта далека от совершенства. Поэтому во многие AV-ресиверы встраиваются переключатели с кинотеатрального на музыкальный режим работы.
Для небольших помещений площадью 12–18 м2 достаточно мощности ресивера в пределах 30–80 Вт , а чувствительность акустики должна быть около 90 дБ. Если площадь комнаты составляет 20–30м2, мощность может достигать 100–120 Вт , а чувствительность акустики должна превышать 95 дБ. Ресивер необходимо выбирать с нагрузкой 4 Ом. В этом случае систему можно будет комплектовать элементами с сопротивлением нагрузки 4, 6, 8, 16 Ом. Иногда вместо ресиверов в домашних кинотеатрах используют отдельные усилители и отдельные процессоры для декодирования звука.
Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП)
Немаловажную роль при выборе AV-ресивера играет аудио ЦАП, характеризующийся частотой дискретизации, номинал которой указан в основных характеристиках AV-ресивера.
Чем больше его значение, тем лучше. Самые последние и дорогие модели обладают цифро-аналоговым преобразователем с частотой дискретизации 192 кГц. Для сравнения, обычные AV-ресиверы для домашнего кинотеатра имеют всего лишь 96 кГц ЦАП.

Совместимость
AV-ресивер должен быть совместим с широкодиапазонными звуковыми форматами Super Audio CD и DVD-Audio. Эти форматы предполагают работу усилителя в диапазоне частот от 2 до 100000 Гц с динамическим диапазоном в 120 дБ. Сейчас даже многие «бюджетные» компоненты для домашнего кинотеатра оборудованы такими усилителями. В связи с этим неплохо бы также иметь в составе домашней системы Blu-Ray/DVD проигрыватель, совместимый с этими форматами.

Тюнер
Современные приемники, встроенные в AV-ресивер, оборудуются цифровой системой настройки на частоту станции, а также блоком памяти на несколько десятков радиостанций. Разумеется, этот компонент AV-ресивера не влияет на акустику вашего домашнего кинотеатра и совсем необязателен. Но в случае, если вы решите обойтись без него, вам нужно выбирать не AV-ресивер, а AV-усилитель.
Сегодня AV-ресивер может стать сердцем домашней сети, воспроизводя музыку со всего мира.

АКУСТИКА
При выборе акустики вам придется выбирать между системой 2.1, 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество акустических систем в комплекте, вторая — количество сабвуферов. На каждую из АC приходится свой звуковой канал, назначение которых мы сейчас рассмотрим.
Акустическая система центрального канала - жизненно важный компонент любого домашнего театра или многоканальной музыкальной системы. Эта АС привносит во фронтальную звуковую картину дополнительную основательность, глубину и реализм, особенно при воспроизведении диалогов.
Фронтальные акустические системы левый и правый каналы отвечают за то, что происходит непосредственно перед вами. Также ими создается нужный стереоэффект.
Тыловые акустические системы обеспечивают специальные эффекты объемного звучания которые вы испытываете в кино. Они отвечают за то, что происходит за камерой.
Сабвуфер. Отдельный канал предназначен для сабвуфера. С него на колонку идут все низкочастотные звуки.
ШУМОИЗОЛЯЦИЯ И АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Существует две основные формы акустической обработки помещений - это поглощение и рассеивание звука.
Звукопоглотители могут быть подразделены на следующие группы:
 - пористые материалы,
 - панельные (диафрагменные) поглотители
 - конструкции с перфорированным покрытием.

Звукопоглощение пористых материалов обусловлено вязким трением при движении воздуха в узких каналах и порах, внутренним трением при деформации скелета материала, а также теплообменом между воздухом в порах и скелете. Пористые звукопоглощающие материалы обычно изготавливают в виде плит, которые крепят непосредственно к по-верхности ограждения или на относе. Наиболее популярны волокнистые поглощающие материалы, изготавливаемые из древесного волокна, минеральной ваты или стеклянного волокна на синтетическом связующем (AcousticWool, Ecophon, Heradesign, Rockwool, Isover и т.п.). Часто применяются плиты из акустического поролона волнообразной или пирамидальной формы (Mappysil, Vicoustic, Auralex и т.п.).
Для пористых материалов характерно невысокое звукопоглощение на низких частотах, которое плавно растет с повышением частоты звука. Звукопоглощение пористого мате-риала на низких частотах увеличивается при увеличении его толщины и/или плотности.
Панельные поглотители являются достаточно популярным средством акустической обра-ботки музыкальных комнат благодаря простоте конструкции и достаточно высокому по-глощению в области низких частот. Панельный поглотитель представляет собой жесткий каркас-резонатор с замкнутым объемом воздуха, герметично закрытый гибкой и массив-ной панелью (мембраной). В качестве материала мембраны, обычно применяют листы фанеры или MDF с наклеенным с внутренней стороны слоем вибродемпфирующего материала. Во внутреннее пространство каркаса помещается эффективный пористый звукопоглощающий материал.
Звуковые колебания приводят в движение мембрану (панель) и присоединенный объем воздуха. При этом кинетическая энергия мембраны преобразуется в тепловую энергию за счет внутренних потерь в материале мембраны, а кинетическая энергия молекул воздуха преобразуется в тепловую энергию за счет вязкого трения в слое звукопоглотителя.
Конструкции с перфорированным покрытием позволяют получить высокое поглощение звука в широком диапазоне частот и применяются в помещениях различного назначения.
В общем случае конструкция поглотителя представляет собой деревянный каркас, смон-тированный на поверхности стены или потолка. На каркасе закрепляется перфорирован-ная панель из дерева, гипса или МДФ. Внутреннее пространство каркаса заполняется по-ристым звукопоглощающим материалом. Иногда вместо перфорированной панели при-меняется набор деревянных планок, между которыми оставляются зазоры. Такая конст-рукция называется резонатором Гельмгольца.
Резонансная частота поглощения зависит от коэффициента перфорации (сечения дере-вянных планок), размера и формы отверстий, глубины каркаса и эффективности звукопо-глощения пористого материала.
Рассеивание звука в комнате прослушивания или домашнем кинотеатре можно обеспечить с помощью элементов интерьера (открытые стеллажи, полки и т.п.) или применением специальных акустических диффузоров. Принцип работы диффузора основан на изменении направления распространения звука в пространстве. Некоторые типы диффузоров изменяют и временные характеристики отраженной звуковой волны. При использовании диффузоров ранние отражения рассеиваются и, следовательно, приходят к слушателю с задержкой и с меньшей интенсивностью.
Цилиндрические и пирамидальные диффузоры просто «скашивают» звук таким образом, чтобы отраженный сигнал имел интенсивность меньше исходной.
Диффузоры типа Skyline эффективно перенаправляют звук преимущественно на высоких частотах.
Диффузоры Шредера, конструкция которых основана на математической последовательности квадратичных вычетов из теории чисел, применяются для получения диффузного звукового поля. Фактически, диффузор Шредера представляет собой дифракционную решетку, которая рассеивает падающую на нее звуковую энергию в широком диапазоне частот, даже при большой величине угла падения. Диффузор Шредера состоит из серии ячеек различной глубины, выполненных в корпусе из дерева, MDF или других листовых материалов. На практике применяются двухмерные и одномерные конструкции диффузоров Шредера.
Обеспечить оптимальное время реверберации (или регулировать его) в большинстве случаев позволяет монтаж на стенах и/или потолке звукопоглощающих панелей. В качестве элементов звукопоглощающей облицовки в музыкальных комнатах часто применяют акустические панели Ecophon, Topakustik, Knauf Acoustic, Mappysil или Heradesign.
Эффективным методом борьбы с комнатными резонансами является монтаж дополнительных облицовок стен и потолка по гипсокартонной технологии Кнауф. Такие облицовки должны быть выполнены правильно и смонтированы с помощью специальных эластичных креплений типа Vibrofix с низкой резонансной частотой (6-15 Гц). Чтобы исключить дребезг конструкции и нежелательное переизлучение звука рекомендуется использовать каркас из деревянного бруса и применять в составе облицовки между слоями гипсокартона демпфирующие слои (листы фанеры, вязкоэластичные мембраны и т.п.). Этот метод достаточно эффективен и широко применяется в практике студийного строительства.
SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response) - когерентное взаимодействие между прямым звуком и отражениями от ближних границ комнаты (не зависит от взаимного расположения громкоговорителей и слушателя). Влияние SBIR эффекта приводит к появлению ярко выраженных пиков и провалов на амплитудно-частотной характеристике системы «громкоговоритель-комната». Частоты, на которых возникает нежелательное акустическое взаимодействие, зависят от расстояния между громкоговорителем и стеной помещения и, в основном, расположены в диапазоне 40-150 Гц. SBIR эффект при наличии одной отражающей звук стены, характеризуется глубоким провалом в частотной характеристике. Приближение громкоговорителя к стене увеличивает частоту провала, удаление от стены уменьшает эту частоту. существенно снизить влияние SBIR-эффекта можно с помощью оптимизации расположения громкоговорителей. Очень важно исключить вариант расположения громкоговорителей на одинаковом расстоянии от смежных стен. Расположение громкоговорителя в двугранном углу (стена/стена) или в трехгранном углу (стена/стена/пол) смещает специфический провал АЧХ в более высокочастотную область, тем самым уменьшая влияние SBIR-эффекта. Необходимо учесть, что при этом более явно негативное влияние комнатных мод. Удаление громкоговорителя от стены смещает провал АЧХ в низкочастотную область. На достаточно большом расстоянии (2-3 м) провал оказывается за пределами нижней границы АЧХ громкоговорителя и SBIR-эффект не проявляется в полной мере.
В некоторых случаях помогает применение панельных поглотителей или резонаторов Гельмгольца. При этом поглотители размещают на участках стен, ближайших к месторасположению громкоговорителей. В случае необходимости поглотители монтируются на потолке непосредственно над акустическими системами.
Гребенчатая фильтрация – когерентная деструктивная интерференция между прямым звуком и ранними отражениями от стен, пола и потолка (зависит от взаимного расположения громкоговорителей и слушателя). При этом возникают периодические глубокие провалы в частотной характеристике в диапазоне 250-600 Гц. Гребенчатая фильтрация приводит к тому, что из сигнала, доходящего до зрителя, исчезает полезная информация в целом наборе информационно-значимых частотных полос, что сильно искажает тональный баланс исходной фонограммы. чтобы уменьшить влияние эффекта гребенчатой фильтрации рекомендуется смонтировать на площадках ранних отражений панели на основе пористых звукопоглощающих материалов (минеральная вата или акустический поролон) или звукорассеивающие конструкции (диффузоры). Очень эффективно для этих целей применение перфорированных гипсовых панелей Knauf Acoustic или панелей Topakustik из перфорированного МДФ с натуральным шпоном. Эти панели поглощают средние частоты и отражают высокие. Таким образом, комната остается «живой» и не переглушенной.
Определить расположение площадок первых отражений на боковых стенах несложно. Попросите кого-нибудь из ваших друзей взять зеркало и пройтись вдоль боковых стен. Если, сидя в кресле, вы можете видеть в зеркале отражение громкоговорителей, это и есть площадка первого отражения. Кроме того, можно воспользоваться специальным калькулятором для расчета расположения площадок первых ображений
Пол
В качестве финишного покрытия пола очень хорошо подойдут твердые поверхности паркета, паркетной доски или толстого ламината. В случае применения паркетной доски рекомендуется использовать тонкую (2-3 мм) подложку из химически сшитого полиэтилена. Обычно хорошо влияет на акустику помещения деревянный пол, тогда как пол, облицованный плиткой или камнем, может вызвать ряд проблем. Между зоной прослушивания и фронтальными громкоговорителями на пол с твердой поверхностью рекомендуется уложить небольшой ковер. Он поможет снизить интенсивность отраженного звука. Сплошное ковровое покрытие хорошо подходит для домашнего кинотеатра, но для 2-канальной стереосистемы его необходимо применять с осторожностью. Если Вы остановили свой выбор на ковролине, постарайтесь найти покрытие с коротким ворсом.

Журнальный столик
Традиционное расположение журнального столика между зоной прослушивания и фронтальными АС однозначно противопоказано. Конечно, такой столик довольно удобен, но он резко негативно влияет на качество звука. Если без этого аксессуара никак не обойтись, расположите небольшой приставной столик слева или справа от дивана.

Двери
Для того чтобы двери имели высокую звукоизоляцию и не допускали «утечки» низких частот, необходимо чтобы в состоянии «дверь закрыта» были исключены все щели и неплотности в прилегании дверного полотна к коробке. Дверное полотно должно быть массивным, с поверхностной плотностью 35-40 кг/м2. Лучше всего для этих целей подходят двери из массива твердых пород дерева или многослойные с чередованием жестких звукоизоляционных и мягких звукопоглощающих слоев. Для этого коробка обязательно должна иметь порог и уплотняющую прокладку по всем притворам. В качестве прокладки лучше всего использовать профильные резиновые уплотнители, имеющие сечение в виде буквы «D». Разница в звукоизоляции двери с порогом и без него достигает 10-15 дБ.

Звукоизоляция
Надлежащий акустический дизайн, подразумевает проведение профессиональных мероприятий по звукоизоляции музыкальной комнаты или помещения домашнего кинотеатра. Очень важно не допустить проникновение внешнего шума в музыкальное помещение.